Чайковский. Пиковая дама; Веберн. Пассакалья
Чайковский – «Пиковая дама»; Веберн – «Пассакалья» (2005) <br> Николай Цискаридзе (Германн); Илзе Лиепа (Графиня); Светлана Лунькина (Лиза; Танцовщица – «Пассакалья»); Георгий Гераскин (Чекалинский); Оркестр Большого театра; Владимир Андропов Произведения: Чайковский – Симфония №6 «Патетическая»; Веберн – «Пассакалья» Пиковая дама <br><br> Карты повсюду: они не только в руках, они на потолке, на стенах и главное – в умах и душах людей. Они – судьба каждого, сулящая успех или отчаяние и безумие. Как преодолеть приговор судьбы? Как сделаться хозяином собственной жизни? Как научиться жертвовать простым счастьем, которым владеешь, ради неосуществимой любви? Любви к игре, которая может сделать вас сверхчеловеком». <br> Ролан Пети остался недоволен своей версией шедевра Пушкина «Пиковая дама», которую он поставил 25 лет назад для Михаила Барышникова. Когда руководство Большого театра пригласило его для постановки новой версии балета, Ролан Пети вновь обратился к повести и переписал либретто. Для музыкального оформления был выбран шедевр русской музыки, «Патетическая» симфония №6 Петра Ильича Чайковского. Так для двух лучших танцовщиков мира (Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа) Ролан Пети создал великолепные драматические дуэты, которые являются центральными эпизодами балета. Как считает хореограф, «их танец создает интересный эффект: кажется, сама музыка Чайковского становится особенно чистой и всепроникающей». <br> «Пиковая дама» напоминает ему «корриду, во время которой погибают оба – и бык, и тореадор». Пассакалья «В 1994 году я провел вечер балетов на музыку немецких композиторов Альбана Берга, Арнольда Шёнберга и Антона фон Веберна в Парижской опере. Наиболее успешным стал балет на «Пассакалью» Веберна. Поэтому, когда было решено провести вечер моих балетов в Большом театре, именно эту работу я предложил включить в программу. «Пассакалья» – довольно сложный балет. Он сложен как для хореографа, так и для исполнителей. В нем нет сюжета, нет декораций, нет музыкального ритма, который мог бы служить ориентиром для танцовщиков. В то же время «Пассакалья» требует очень качественной техники, поскольку именно точность и чистота исполнения составляют основу хореографии. Я рад, что мне дали возможность представить этот балет в Москве. Все 14 танцоров, участвующих в постановке, работают с большим энтузиазмом, и я надеюсь, что публика оценит их мастерство».