Полина Степанова. Современный театр Японии
Уникальность современного японского театра в постоянном обновлении и стремлении к новым формам и видам зрелищ и вместе с тем в бережном сохранении традиционных ритуально-театральных моделей, которые возникли 500 лет назад. <br> Традиционные ногаку, кабуки и бунраку/дзёрури только немного трансформировались, следуя законам нового времени и новых пространств, но их философия, проблематика и эстетика сохраняются и сейчас. <br> Японский театр рубежа ХХ – ХХI столетий, впитывая культуры всего мира, создает всё новые ярчайшие явления современного искусства: сингэки («новая драма») и постсингэки, мюзиклы Такарадзука, пластический театр буто, отомэ-бунраку (новый женский бунраку), спектакли кабуки по популярным мангам, работы «великой четверки» (Кара Дзюро, Сато Макото, Сузуки Тадаси, Тераяма Сюдзи), спектакли Ориза Хирата с участием андроидов. <br> В Японии ежегодно проходят международные театральные фестивали: Токийский фестиваль, фестиваль в Киото, фестиваль спектаклей для детей и юношества на острове Окинава «Кидзимуна феста» («Дух старого дерева») и др. <br><br> Полина Михайловна Степанова — кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения и кафедры зарубежного искусства Российского института сценических искусств. Автор лекционных курсов «Восточный театр», «Восточный кинематограф: специфика драматургических структур», «Киноанропология»; автор статей в Большой российской энциклопедии и научных изданиях о театральном и киноискусстве стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Центральной Европы.