Третьяковка со Шнуром. Саврасов. Просёлок. 1873
Картина Алексея Саврасова — одного из самых проникновенных пейзажистов второй половины XIX столетия — открывает русской живописи новые горизонты и одновременно является самым совершенным выражением позднеромантического взгляда на природу. <br> Написанное после поездок в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и Самару полотно изображает обычный пейзажный мотив, столь привычный русскому глазу: размытую после дождя дорогу, вётлы с мокрыми кронами, высокое небо с облаками и пробивающимся сквозь них солнечным светом. Но хотя эти обыденность, нарочитая приземленность чисто внешние, они преображаются в картину — метафору природного как единой материи, находящейся в вечном движении и изменении. На полотне Саврасова все дышит, вибрирует, меняется, светится и отражается. Живопись действительно становится живой, оправдывая свое название, ее фактура невероятно свободна и бесконечно разнообразна. И все исполнено той поэзии, о которой писал Павел Третьяков: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». <br> «Проселок» вызывает в памяти картины представителей барбизонской школы, которые собирал младший брат Третьякова — Сергей. Но это лишь внешнее сходство: Саврасов интуитивно шел по пути радикального обновления современной живописи, сохраняя романтическую приверженность идее живой, вечно изменчивой природы, которая является основой основ. <br> <br> Прогуляться по Третьяковке со Шнуровым? Такого вы точно не ждали! Приглашаем вас на экскурсии в компании директора музея Зельфиры Трегуловой и Сергея Шнурова. Какая любимая картина у Шнура? Какие секреты известных шедевров раскроет директор Третьяковки? Смотрите проект «Третьяковка со Шнуром». Билеты не нужны!