Третьяковка со Шнуром. Репин. Не ждали. 1884-1888
Картина Ильи Репина — самого масштабного русского художника второй половины XIX столетия — принадлежит к числу главных произведений русской живописи. Впервые показанное на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, полотно сразу привлекло внимание критики и зрителей, увидевших в нем отражение событий, связанных с народовольчеством и убийством в 1881 году императора Александра II. Картину Репина сравнивали со знаменитым полотном Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857, Государственная Третьяковская галерея), а образ главного героя возводили к библейской притче о блудном сыне. <br> В отличие от многих передвижников, изображавших житейские ситуации, лишенные недосказанности, Репин создает монументальное полотно на современный сюжет, исход которого предугадать не так просто. Мы видим комнату в усадебном доме, в которую только что вошел человек в арестантском пальто. Навстречу ссыльному поднимается седая женщина, по всей вероятности, его мать. Дети за столом испуганно и удивленно смотрят на вошедшего, к нему поворачивает голову и сидящая за фортепьяно женщина. На стене за ней висит гравюра с картины К.К. Штейбена «На Голгофе», портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко, справа — литография с изображением императора Александра II в гробу. Измученное лицо неожиданно вернувшегося с каторги ссыльного исполнено противоречивых чувств, и столь же сложна реакция на его появление всех персонажей картины. <br> Картина Репина поднимает все те же вечные религиозно-философские вопросы, на которые пытались дать ответ современники художника Лев Толстой и Федор Достоевский — о нравственном выборе и неотвратимости насилия в ответ на насилие. <br> <br> Прогуляться по Третьяковке со Шнуровым? Такого вы точно не ждали! Приглашаем вас на экскурсии в компании директора музея Зельфиры Трегуловой и Сергея Шнурова. Какая любимая картина у Шнура? Какие секреты известных шедевров раскроет директор Третьяковки? Смотрите проект «Третьяковка со Шнуром». Билеты не нужны!