Делиб. Коппелия
«Коппелия» Лео Делиба – это не только набор прекрасных танцев. Это прежде всего сардоническая комедия, что довольно необычно в мире классического балета. Но самое главное то, что это комедия, для которой была написана отличная музыка. Оценка Петра Ильича Чайковского балетных произведений Делиба, якобы способных затмить саму хореографию, хорошо известна: «Какая красота, какая элегантность, какое богатство мелодии, ритма и гармонии!» Не случайно, что музыка из этого балета часто исполняется в концертах». Как ни странно, главная тема этого беззаботного балета взята из новеллы Гофмана «Песочный человек», самого писателя никак нельзя назвать весёлым автором. В сказке Гофмана увлечение молодого человека куклой заканчивается трагически, в то время как в балете живая и энергичная Сванильда (невеста Франца) опережает старого изобретателя Коппелия, и освобождает своего возлюбленного от чар куклы. Премьера «Коппелии» состоялась в 1870 году в Парижской опере по инициативе хореографа Артура Сен-Леона. Сен-Леон, виртуозный танцор, был предшественником Мариуса Петипа на посту худрука Петербургского балета. Его интерес к народной культуре, музыке и танцам стал главной причиной появления в музыкальной партитуре такой богатой «подборки» танцевальных мелодий, основанных на славянском и восточно-европейском фольклоре. Несколько лет спустя Мариус Петипа и Энрико Чеккетти вернули балет «домой» в Россию, которая стала таким ярким источником вдохновения для либреттиста, и адаптировали хореографию для российской сцены. Однако, эта новая версия постепенно утрачивала интерес публики в течение XX века, вплоть до возрождения Сергеем Вихаревым и Павлом Гершензоном в 2009 году. Теперь этот балет танцуют лучшие артисты Большого театра: Маргарита Шрайнер – остроумная Сванильда, и Артем Овчаренко – очарованный куклой Франц, «Маргарита Шрайнер – одна из восходящих звезд Большого театра, танцующая Сванильду в большинстве спектаклей. Она скользит по сцене в серии своих бризе, ослепительная в каждом движении… Артем Овчаренко – типичный молодой герой, соблазнившийся таинственным очарованием Коппелии и не распознавший в ней куклу. Как и следовало ожидать, мальчишеская внешность Овчаренко и захватывающий танец создают убедительную картину воссоединения со Сванильдой. Акт III – одно сплошное наслаждение... Павел Сорокин и оркестр Большого великолепно себя показывают, исполняя музыку Делиба… » (Fanfare)