Артем Соловейчик. Воспитание без воспитания. Как сохранить доверие ребенка
Даже дети знают откуда берутся дети: но откуда берутся хорошие дети? <br><br> Чего мы ждем от детей? Да радости, конечно, чего же еще. Из одних лишь надежд на будущее или из одного только сознания общественного долга мало кто стал бы обзаводиться детьми. <br><br> Теперь уже все, кажется, знают, в чем состоят ошибки воспитания — но в чем состоит само воспитание? Как выглядит воспитание безошибочное? Пришло время. Нужно думать и думать, искать нечто более глубокое, общее… <br><br> Воспитание детей — старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив, даже коварен. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. <br><br> Воспитание зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Это задача с тремя неизвестными из трех! Математики за нее не взялись бы. А нам деваться некуда, каждый день с этими задачками живем… <br><br> Дети бывают очень маленькие, маленькие, не очень маленькие, не маленькие, большие и очень большие. Взрослые бывают добрые, веселые, свободные, добросердечные, открытые, счастливые, … и это перечисление бесконечно, каждый с удовольствием продолжит. <br><br> А вот с отношениями всё не так определенно. <br><br> Педагогика для всех — наука довольно жесткая, как и все науки. Она не предписывает, как жить и каким быть, она даже не прописывает рецептов воспитания: она лишь исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно будут трудности. Так получается — а так нет.