Энрике Серра-и-Ауке «Пейзаж». Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Испанский художник Энрике Серра-и-Ауке писал виды римской сельской местности, жанровые композиции и даже портреты. Тип пейзажа с одиноко стоящей среди природы полуразрушенной часовней или неким другим древним строением часто встречается в его творчестве. Рядом с собственной подписью художник ставил на картинах место их создания: «ROMA» – «Рим». <br> Работа «Идолище» поступила в собрание в 1986 году. Здесь обвитый плющом языческий идол возвышается на поросших мхом камнях на фоне густых зарослей травы и деревьев, окружающих водоем. Холодное серое небо, отражающееся в водной глади, усиливает атмосферу одиночества и уныния. Совершенно иной по колориту «Пейзаж с руинами католической часовни» приобретен музеем сравнительно недавно, в 2010 году. Яркие краски заката подсвечивают ровную гладь воды с отражающимися в ней кронами деревьев. Огонек света таинственно мерцает в зажженном фонаре на разрушенной церковной постройке с сохранившимися фрагментами росписи. <br> Произведениям Серра-и-Ауке, при всей простоте и лаконизме их композиций, присущи неоднозначность и загадочность, приглушенный колорит и сумрачные тона. В них царят спокойствие и безмолвие в духе символизма, идеи которого были провозглашены французским поэтом Шарлем Бодлером, считавшим, что реальность должна выражаться в искусстве посредством намеков и символов, подталкивающих к размышлениям о вечных вопросах бытия.