Вивальди. Монтесума
Вивальди: «Монтесума» (2008) <br> Вито Прианте (Монтесума); Мари-Эллен Нези (Митрена); Лаура Черици (Тевтиль); Франциска Готтвальд (Фернандо Кортес); Теодора Бака (Рамиро); Джемма Бертаньоли (Аспрано); Il Complesso Barocco; Алан Кёртис <br> Режиссер-постановщик: Стефано Вициоли <br><br> Довольно нетипичная лирическая опера, поскольку в ней мало затрагивается тема любви. В первую очередь, она рассматривает уничтожение одной культуры другой. Монтесума - четко очерченный персонаж... по факту не выставляемый ни в положительном, ни в отрицательном свете. Он защищает свой народ, но также очень агрессивен. С другой стороны, ацтеки не были мирным народом. Он переходит от одной крайности к другой. Беспомощная жертва испанцев под предводительством Эрнана Кортеса... но, с другой стороны, серьезный агрессор. Монтесума - возможно, даже не самый интересный из персонажей. Самой интересной ролью следует считать Митрену, полную сильных противоречий. Она женщина, жена и мать, а также женщина в политике, своего рода леди Макбет. Важная роль уделяется статистам, почти доминирующим в некоторых сценах. <br> С театральной точки зрения интересный аспект заключается в том, что перед нами война между разными народами, разными культурами. Это влияет на движения - не только драматические, но и на телодвижения в ходе сражений. Тела по-разному движутся, реагируют, прыгают. Вместо следования исторической реальности была предпринята попытка создать зрелище. Присутствует позолоченная платформа, золото которой почти осязаемо; прямо на платформе есть следы крови. Следовательно, это ацтекская платформа, как бы использованная ранее священниками для человеческих жертвоприношений, следы от которых остались на ней до сих пор. Над всем этим возвышается олицетворяющий вторжение испанского мира крест - не успокаивающий и не обещающий поддержку, но агрессивный. <br> Поднятие креста - самая зрелищная часть; сценический труд объединяется в ней с драматургией, т.к. поднимающие крест стальные тросы закрепляются самими статистами, а не выходящими на сцену техниками. Это замечательно, что сценическую технику можно интегрировать с драматургической стороной. Освещение играет в этой опере важнейшую роль: поскольку сценография проста, оно должно следовать за оперой во всех аспектах - внутреннем, внешнем, драматургическом. Что не дают сами декорации, должно предоставить освещение, в котором крайне сильные цвета используются временами для создания своеобразной сюрреалистической обстановки. Впечатления, которые могут возникнуть у зрителя, отражаются через использование определенных цветов или контрастов. Фон не воспроизводит небо или закат; он полон скорее психологического цвета.