Монтеверди. Возвращение Улисса на родину
Монтеверди: «Возвращение Улисса на родину» (2009) <br> <br> Коби ван Ренсбург (Улисс); Кристин Райс (Пенелопа); Сирил Овити (Телемак); Джозеф Корнуэлл (Эвмет); Умберто Кьюммо (Антиной); Хуан Санчо (Анфином); Хавьер Сабата (Писандр; Феаки); Ханна Байоди-Хирт (Меланто; Фортуна); Роберт Бёрт (Иро); Эд Лайон (Эвримах; Юпитер); Ар Флориссан; Уильям Кристи <br><br> Режиссер-постановщик: Пьер Луиджи Пицци <br><br> Либретто Джакомо Бадоаро, основанное на книгах 13-23 «Одиссеи» Гомера, повествует о злоключениях Улисса по его прибытии в Итаку после 20 лет путешествий в попытках вернуться домой с Троянской войны. <br><br> С помощью богини Минервы он воссоединяется со своим сыном Телемаком, наказывает лживых женихов и обретает признание верной и терпеливой жены Пенелопы. <br><br> «В прошлом году мы поставили здесь, в Королевском театре, «Орфея» Монтеверди, и «Улисс» в этом году и «Коронация Поппеи» в следующем - это уже не Мантуя и не двор принца. Это Венеция и, по сути, начало эпохи публичных оперных театров, а также начало того, что станет оперой-сериа. Иными словами, важнее всего - не инструментальная колористика, не грандиозные балы, зрелища и красивые эффекты, но пение, бельканто. Следовательно, оркестры становятся проще. <br> В этом основополагающая разница между «Орфеем» и этими последними... двумя операми, отражающими конец его жизни. «Орфей» - это самое начало 17-го века, первые десять лет. Он относительно молодой человек. «Поппея» и «Улисс» - произведения конца его жизни, созданные после того, как он переселился в Венецию, стал капельмейстером собора Сан-Марко и начал творить для нового феномена, каковым являлся Венецианский оперный театр». (Уильям Кристи - Дирижер) <br><br> «Монтеверди - один из моих любимых композиторов, главным образом, благодаря человечности в его музыке. Когда он создал «Орфея», свою первую оперу, в 1607 году, он сказал, что причина, по которой история Орфея по-прежнему трогает нас сегодня - и с тех пор прошло уже 400 лет - в том, что он был не богом, а человеком. Эту же человечность мы находим в его музыке, в «Возвращении Улисса». Люди, которых он изображает, и их эмоции невероятно подлинны. И он использует всю палитру музыкальных приемов своего времени, чтобы передать восхитительную человечность своих персонажей; пожалуй, именно благодаря этому его оперы, как и оперы Моцарта и Генделя, обращены прямо к сердцу». (Коби ван Ренсбург - Улисс) <br><br> «Складывается впечатление, что это постановка перед публикой, хотя ракурсы и крупные планы намекают на наличие визуальных вставок. Опера, впрочем, записана столь ровно, что ничего из этого не очевидно. Сценическое освещение поразительно эффектно... Всё хорошо продумано и блестяще выполнено». (Fanfare) <br><br> «Сейчас доступны уже несколько DVD-версий этого произведения... но эта лучше всех. Постановка, режиссура и костюмы изящны, и в них всегда присутствует уровень объяснения; освещение атмосферно, но не туманно; звук - чистый и с хорошим резонансом. <br><br> Данная постановка демонстрирует динамику, связность и понимание, а также - и это по-прежнему необходимо отмечать, говоря об операх Монтеверди - в ней представлена вся выжившая музыка». (BBC Music Magazine)