Берлиоз. Осуждение Фауста
Берлиоз – «Осуждение Фауста» (1999) <br><br> Пол Гроувз (Фауст); Уиллард Уайт (Мефистофель); Веселина Казарова (Маргарита); Андреас Макко (Брандер); Хор «Орфеон Доностиарра»; Хор мальчиков Тёльца; Берлинская государственная капелла; Сильвен Камбрелен Постановка – La Fura dels Baus <br> «Эта постановка стала сенсацией Зальцбургского фестиваля 1999 года. Почему – становится понятно после просмотра этого захватывающего DVD, на котором запечатлено большинство эмоций, которые, должно быть, ощущались в тот момент в знакомом мне театре Фельзенрайтшуле. Это совместная постановка. Впечатляющее сценическое воплощение «драматической легенды» Берлиоза реализовала испанская театральная труппа La Fura dels Baus, а сама постановка – это плод работы Олле и Падриссы. Декорации и костюмы придумал испанский скульптор Жауме Пьенса. Пресса дала постановке определение «экстремальный театр», и это объясняется виртуозным обращением с огромным пространством сцены. Большую ее часть занимает прозрачный цилиндр, который используется в различных целях, в частности, изображает душевные поиски и противоборство Фауста и Мефистофеля. При этом сложные перемещения хора и тщательно продуманный сценарий освещения выполняются без единой заминки. На первом показе интерпретация кажется квазиюнгианской, направленной на исследование души Фауста и его отношений с альтер-эго (светом и тенью одного существа), Мефистофелем и недостижимым идеалом женщины, Маргаритой. «Скачка в бездну» – это апофеоз заметных достоинств этой постановки. Вся антреприза чрезвычайно смелая и могла изначально стать катастрофой, но в данном случае выступление прошло триумфально. Режиссер видеоверсии Александр Тарта улавливает детали действия насколько это возможно. Это, безусловно, вдохновило всех участников на идеальное исполнение. Камбрелен и Берлинская государственная капелла выступают дисциплинированно и увлеченно, добиваясь особенного видения, проявленного Колином Дэвисом и Лондонским симфоническим оркестром на CD. Казарова и Уиллард Уайт, оба сценические личности от головы до ног, очень убедительно поют и играют. Казарова – уязвимая, неуверенная, красивая Маргарита, каждый ее жест и выражение лица способствуют интенсивному чтению прекрасной музыки, написанной для нее Берлиозом. Ее видение знаменитого романса можно назвать по меньшей мере идиосинкразическим, это триумф эротической коммуникации, нечто среднее между Каллас и Юинг в плане индивидуальности. Уайт ведет на протяжении всего выступления – одновременно демонический, циничный, расслабленный и сатиричный, его мощный голос полностью властвует над ролью. Гроувз недотягивает до достижений своих коллег, но он играет и поет с трепетом и чувством поиска себя, чего и требует от Фауста эта постановка. Звук, как и на большинстве DVD, просто образцовый. Настоятельно рекомендуется владельцам новых проигрывателей». (Gramophone)